Российские вузы начинают приемные кампании. В приоритете у вчерашних выпускников те профессии, которые подарят быстрый заработок, – рассказывает Людмила Желтухина, коммерческий директор факультета управления Университета «Синергия».
Амбициозность абитуриентов подкрепляется частыми появлениями в СМИ юных дарований – 18-летних миллионеров. Каждая такая публикация дает молодым людям надежду, что после получения диплома жизнь закипит, а любую бизнес-идею подхватят инвесторы. Не слишком ли самонадеянны студенты? Или времена изменились, а молодые и амбициозные – на пике?
Без опыта работы выпускников этого года готовы забрать работодатели из сферы образования и ритейла, в том числе продуктового. Именно эти сферы пострадали от кризиса меньше всего.
Из подразделений внутри компании самыми лояльными к молодым специалистам остаются продажи, финансовые отделы и IT-департаменты. К примеру, в продажах в течение года можно вырасти до руководящей позиции, а в IT за ближайший год перейти на следующую ступень.
При этом российские работодатели пошли по американскому пути и все чаще «бронируют» студентов на старших курсах во время практики или на карьерных марафонах. Также они обращаются непосредственно в вузы для проведения массового подбора с целью выбрать потенциально лучших специалистов необходимого профиля.
Практика у студентов старших курсов перестает быть стажировкой для галочки. Студенты включаются в рабочие процессы на уровне квалифицированных сотрудников, что позволяет получать актуальные знания и осознавать реальные приоритеты компании, ее текущие проекты.
Крупные и средние компании забирают выпускников на новые должности и проекты. Опытные эйчары и директора по персоналу ориентируются на молодых и лишенных стереотипов специалистов в надежде на свежие идеи. Для недавних студентов открываются дороги в смежные структуры, а новые проекты и непривычные глазу должности появляются все чаще.
В свою очередь новые соискатели как раз и заинтересованы в новых проектах, где монотонная работа случается крайне редко, а функционал связан с поиском идей и решением задач, часто не стандартных.
Появление на рынке труда новых профессий, таких как talent-менеджер, motivation-коуч, или специалист по блокчейну, искусственному интеллекту, также распахивает двери перед выпускниками.
Еще не все вузы внедрили подготовку специалистов по новым профессиям, но благодаря активному участию потенциальных работодателей в разработке образовательных программ, в проведении практический занятий с реальными заданиями от компаний, а не просто выступлений успешных представителей профессий, мы наблюдаем повышение спроса на выпускников.
В скором времени, по моему мнению, процент компаний, которые не готовы брать молодых специалистов снизится за счет обогащения образовательных программ практиками, необходимыми для повышения квалификации выпускников под требования рынка.
Это же и изменит отношение к образованию в положительную сторону. При внедрении профориентационных мероприятий со средних классов школы и предоставление необходимой информации по требованиям и о будущем функционале, студенты при выпуске будут осознавать важность получения знаний для обеспечения себе места работы и достойного заработка.